Профессиональный боулинг
Читать дорожку
От линии фола до кегель – 60 футов. Ваша цель – «карман». Промах хотя бы на один дюйм может стоить вам оставленной угловой кегли вместо страйка.
Неважно, начинающий Вы игрок или постоянный участник спортивных турниров, знание основных параметров дорожек может помочь Вам найти страйк быстрее и добить большинство спэа. Все принципы добивов и корректировок игры основаны таких простых параметрах как длина, ширина, количество досок, расстояние до стрелок и т.д. Рисунок ниже описывает эти основные параметры:
Примечание: 1 фут = 0,3048 м, 1 дюйм = 0,0254 м.
10 минут разминки
Представьте себе, что подходит большой турнир, которого вы ждали целую неделю. Время пришло, вы выходите на дорожку и вам предоставляется 10 минут разминки перед началом турнира. Что вы будете делать? Встанете на свою любимую точку, выпустите шар через любимую стрелку и будете смотреть, зайдет ли шар в карман так, как вы на это надеетесь? Большинство игроков именно так и сделают. Я хочу предложить вам совсем другую тактику.
Для начала необходимо понять, когда ваш шар начинает читать дорожку. Что применять эту методику, необходимо отработать ее во время ваших обычных тренировок. Будет очень полезным наклеить кусочек ленты на центр вашего шара (между фингерами и отверстием для большого пальца) для того, чтобы было легче наблюдать за поведением шара на дорожке. Если вы выпустите шар очень медленно и посмотрите, как кусочек ленты вращается вокруг шара, то вы сразу увидите, когда ваш шар начнет схватываться с дорожкой. Не забудьте убрать ленту до того, как вы начнете свое выступление на турнире.
Идея заключается в том, что вы должны подойти и выпустить шар примерно с ½ вашей обычной скорости. Когда вы выпускаете шар настолько медленно, то он начинает читать (схватывать) дорожку практически сразу за тем местом, где заканчивается граница масла.
Мы пытаемся определить, где на дорожке чуть больше масла, а где чуть меньше. Первым шагом вам необходимо медленно подойти и выпустить шар примерно с ½ вашей обычной скорости между 5-й доской (первой стрелкой) и желобом и внимательно наблюдать, как далеко проходит шар по дорожке до начала хука. Мысленно отметьте это расстояние. Скажем, оно составляет 25 футов.
Для следующего броска сместитесь на пять досок влево и на пять досок сместите свою стрелку. Т.е. вы должны выпустить шар в районе 8 доски или второй стрелки. Абсолютная точность здесь не важна, достаточно будет приблизительно попасть в эту линию. Заметьте, что вы сделали параллельное смещение своей позиции и цели, соответственно бросок должен быть также параллельным первому броску.
Еще раз мысленно отметьте расстояние, которое прошел шар по дорожке до начала хука. Допустим, 35 футов. Для следующего броска сделайте еще одно параллельное смещение на пять досок, т.е. ваш шар должен пройти где-то в районе 13 доски. Допустим, что хук начинается где-то в районе 40 футов.
Следующими своими бросками во время короткой разминки вы должны добить 7 и 10 кегли. Это больше для того, чтобы ваше тело почувствовало, как выполнять броски под такими углами. Для большинства игроков, единственный шанс испытать эти ощущения…, это когда вы добиваете 7 и 10 кеглю. Когда вам придется добивать их во время турнира, может быть уже слишком поздно.
Все эти броски помогут вам собрать жизненно необходимую информацию и позволят вашему телу размяться и расслабиться. Ничего полезного в том, чтобы сразу пытаться начать делать качественные броски нет. Ваше тело еще не готово к этому и физические ощущения будут меняться по мере того, как вы разогреваетесь. До тех пор, пока ваше тело не разогрелось достаточно, необходимо просто собрать информацию. Вооружившись информацией, мы имеем представление, как намазаны дорожки, то есть мы можем начинать искать линию страйка и показывать хорошую игру. Это упражнение покажет нам еще во время разминки, а не во время зачетной игры, какие сюрпризы или неожиданности приготовил для нас человек, который готовил дорожки. Мы не только собираем информацию, необходимую для начала турнира, но также готовимся к моменту, когда условия на дорожке начнут меняться. Помните, во время первых четырех бросков, нас не должно заботить попадет ли шар вообще в первую кеглю. Мы просто наблюдаем за шаром, чтобы определить, когда он начинает читать дорожку.
В оставшееся от разминки время, необходимо найти линию захода шара в карман и я предлагаю вам сделать бросок несколько более агрессивный, чем обычно. Множество раз я наблюдал, как ребята делают страйк за страйком во время разминки, а как приходило время делать первый зачетный бросок, попадают в лоб первой кегли или оставляют wash-out. После этого они недоумевают – «дорожки поменялись за время разминки». Единственное, что поменялось, это они сами. Происходит то, когда мы начинаем играть на счет, и каждый бросок имеет значение, игроки бросают шар несколько жестче или добавляют больше вращения, подсознательно напрягаясь из-за давления ответственности. Они хотят быть уверенными, что правильно выпустили шар. Это самое плохое и неправильное, что можно сделать. Когда начинается зачетная игра, старайтесь оставаться расслабленными, как во время разминки. Если вы вспомните, как вы выполняли броски во время разминки, почти всегда вы отметите, что они были гораздо лучше, чем вы делаете сейчас. Все только потому, что тогда от этих бросков ничего не зависело, и вы делали их легко. Ваше тело и ваши ощущения меняются по мере того, как вы разогреваетесь. К этому нужно быть не менее чувствительным, чем к изменению условий на дорожке.
Помните, что на турнире играют два человека. Вы и человек, который готовил дорожки. Этот человек уже сделал свою часть работы, и вы должны определить, что же он сделал. Вы получите очень большое преимущество, если поймете это во время разминки, а не во время первого открытого фрейма. Я очень рекомендую использовать для выполнения спэа пластиковые шары и ни в коем случае не пытаться делать ими хук, либо научится прямо бросать свой страйковый шар. Это исключит влияние человека, который готовил дорожки на выполнение вами второго броска, если не получилось страйка первым. Я знаю, что практически все считают, что невозможно сбить прямым шаром комбинацию «indiana» («sleeper»), т.е. кегли 2-8 или 3-9, потому что шар отскочит от передней кегли и не собьет нижнюю. Это не верно. Вы просто должны попасть четко в лоб передней кегли. Я больше чем уверен, что вероятность ошибки, по сравнению с добивкой этой комбинации первым шаром, абсолютно такая же. Даже если я и ошибаюсь, и вы имеете некоторое преимущество при добивке первым шаром, я практически гарантировать, что в этом случае вам надо будет еще больше понимать и брать в расчет условия на дорожке. Когда же вы добиваете спэа прямым шаром, у вас одна задача — добить то же количество спэа, но абсолютно не зависить от состояния дорожки.
Релиз боулера
Релиз боулера – это своего рода торжественное завершение разбега игрока. Вы можете выполнить разбег с совершенной точностью, прекрасным таймингом и грациозностью балерины и испортить его слабым релизом. Однако не существует рецепта идеального релиза, как, впрочем, и остальных моментов разбега.
На самом деле, я полагаю, что умение делать релиз разными способами принципиально важно для того, чтобы боулер мог мастерски играть в различных условиях дорожки. Одной из моих специализаций как тренера по боулингу является обучение игроков разным способам сделать релиз для того, чтобы соответствовать уровню игроков Профессиональной Ассоциации Боулинга (PBA) или подстраиваться под диаграмму масла дорожки в ‘турнирах на миллион долларов‘. Но изучать широкое разнообразие возможных релизов следует лишь тогда когда вы мастерски выполняете основной релиз.
Совершенный основной релиз, по моему мнению, используют многие первоклассные игроки на профессиональных турнирах. Например, Крис Барнес (Chris Barnes) прекрасно выполняет его. Если Вы когда-либо будете наблюдать за его игрой, то заметите, что его шар с большим числом оборотов очень эффективен, хотя он не делает бросок с большой силой. Это позволяет ему повторять хорошие броски и иметь предсказуемую реакцию шара. Никогда не устану повторять, насколько важна предсказуемая реакция шара.
Проще сказать, чем сделать? Несомненно, но игра стоит свеч. Можно ли этому научиться? Бросьте, я не стану шутить с Вами, чем ближе Вы подходите к цели, тем лучше, если Ваша цель – стать лучшим игроком. Я знаю, что вы стремитесь играть лучше, иначе Вы не стали бы это читать.
Нужно ли Вам быть суперсильным? Нет, но Ваше запястье должно быть крепким. Не у всех оно такое. Некоторые боулеры даже не знают об этом. Их запястье можно назвать ‘ленивым’. Некоторым игрокам помогает держатель запястья. Вы никогда не сможете абсолютно правильно выполнить релиз, используя держатели, которые я видел, но, повторяю, чем ближе к цели, тем лучше.
Для того чтобы проверить Ваше запястье, держите руку с шаром вдоль тела, ладонь вперёд, запястье расслаблено. Затем согните запястье вперёд и медленно сосчитайте до 10. Если у Вас получается в течение этого времени держать запястье согнутым в виде чашки, Вам повезло – оно сильное. Если нет, тогда, думаю, вам лучше выбрать более лёгкий шар для того, чтобы сделать хороший сильный релиз. Делать бросок шаром, вес которого выдерживает Ваше запястье, гораздо важнее, чем бросать тяжёлый шар.
Тестирование запястья
Рисунок 1. Для того чтобы проверить, какой силой обладает Ваше запястье, держите шар на вытянутой вдоль тела руке, запястье расслаблено.
Рисунок 2. Согните запястье вперёд, удерживая его в таком положении, сосчитайте до 10. Если Ваше запястье справилось с такой нагрузкой, тогда оно вполне способно выполнить хороший сильный релиз.
Рисунок №1 |
Рисунок №2 |
Иногда запястье боулера достаточно сильное, но оно, тем не менее, отклоняется назад во время замаха, как изображено на рис. А, поэтому его и называют ‘ленивым запястьем’. Если Вы не можете удержать шар в течение 10 секунд, Вам стоит взять более лёгкий шар.
Первый шаг на пути изучения такого релиза – Ваш захват шара. Для того чтобы выполнить хороший, чистый, последовательный релиз, Вы не должны сжимать шар в исходном положении. Отверстия шара под пальцы называют ‘отверстиями для захвата’ и это самое плохое название, которое можно было придумать для них. Вы должны держать шар также аккуратно, как птенца или яйцо. Если шар Вам идеально подходит, Вам совершенно незачем сжимать его во время замаха или релиза. Если шар, когда Вы его не сжимаете, соскальзывает с большого пальца, воспользуйтесь специальным пластырем, чтобы уменьшить отверстие для большого пальца. Если Ваш большой палец пытается выскользнуть, независимо от того, как плотно Вы вставили его в отверстие, обратитесь в про-шоп для уточнения характеристик сверления (точнее углов, под которыми расположены отверстия шара) и устранения несоответствий. Не забывайте, что, если Вы склонны сжимать шар, то должны подсознательно следить за своими движениями и не допускать сжатия. У Вас не получится повторять одно и то же несколько раз подряд. Чем больше Вы будете сжимать шар, пытаясь сделать хороший бросок, тем больше вероятность того, что Вы будете удерживать его слишком долго.
Когда Вы расправитесь с захватом, самое время заняться релизом. В стойке держите кисть руки под шаром, запястье отклонено влево (для правшей). Отведите указательный палец примерно на 1 ½ дюйма, в таком положении он указывает практически точно в направлении кеглей. Изгиб запястья в сторону должен быть незначительным, и даже те игроки, руки которых не отличаются гибкостью, способны его выполнить.
Согните запястье немного вперёд, т.к. это поможет снять вес с большого пальца в нижней части замаха и зафиксировать запястье. На рис. 1 выше видно, что, когда запястье боулера отведено назад, нагрузка, т.е. часть веса шара, ложится на основание большого пальца.
На рис. 2 вес шара распределяется между пальцами. Если боулер делает бросок шаром, характеристики которого соответствуют его требованиям, и сгибает запястье вперёд, шар будет держаться в Вашей руке до момента релиза, — и нет никакой необходимости сжимать его.
Начальная позиция
Рисунок 3. Кисть руки находится под шаром, запястье слегка изогнуто в сторону инсайда, указательный палец вытянут и направлен практически вперёд. Запястье немного согнуто вперёд.
Заметьте: я твёрдо уверен, что больший вес должен ложиться на не бросковую руку. На рис. 3 я держу шар бросковой рукой для того, чтобы лучше проиллюстрировать начальную позицию.
Рисунок №3 |
Удерживайте запястье сложенным в виде чашки и слегка отклонённым влево во время толчка и начала замаха. Когда шар достигает нижней точки замаха после толчка, запястье по-прежнему должно быть направлено к инсайду, а указательный палец смотреть точно вниз. Вы можете использовать указательный палец для того, чтобы поддерживать вес шара и снять часть нагрузки с согнутого запястья.
Рисунок 4. Здесь показана нижняя точка замаха боулера. Пальцы находятся на внутренней части шара, слегка демонстрируя, что запястья изогнуто вперёд, в результате чего вес шара распределяется между пальцами, указательный палец отведен. Если Вы хотите задействовать его в удерживании веса шара и ослабить нагрузку на запястье, плотнее прижмите его к шару.
Не важно, что Вы делаете с шаром в верхней точке замаха, убедитесь в том, что в нижней его точке Вы вернулись к прежнему (описанному выше) положению рук. Большинство игроков предпочитает сохранять такое положение запястья и указательного пальца от толчка до момента выпуска шара. Когда шар приближается к нижней точке замаха (возвращается из бэксвинга), Вы начинаете разгибать и выпрямлять запястье и медленно подкручивать шар до момента его выпуска. Понимаю, что всё это кажется запутанным, но следите за ходом моих мыслей. Вам следует начинать это движение не раньше, чем шар достигнет Вашего бедра. Профессиональные игроки с сильным запястьем могут дожидаться момента, когда шар приблизится к пятке скользящей ноги. Сила Вашего запястья и предплечья определяет время выполнения этого движения. Многие игроки начинают поворачивать шар слишком рано, в результате чего шар теряет обороты. Я не говорю, что для того, чтобы хорошо играть, Вам необходимо очень большое количество оборотов шара, но я видел многих боулеров, которые пытаются придать шару вращение, подкручивая шар пальцами уже после того, как бросковая рука окажется дальше большого пальца скользящей ноги. Следствием такого приёма является непоследовательная реакция шара в любых условиях дорожки, за исключением самых простых.
Для того чтобы правильно выполнить это движение, представьте, что Вы поворачиваете дверную ручку; это действительно аналогичное действие. Если, Вы поворачиваете ручку двери, когда Ваша ладонь смотрит вверх, запястье слегка отклонено влево и изогнуто в виде чашки, Вы близки к правильному выполнению движения. Единственная разница в том, что Вам одновременно с этим не надо вытягивать руку вперёд. Вам не нужно подкручивать шар сильнее, чем вы поворачиваете дверную ручку, если, конечно, Вашей целью не является большее осевое вращение. Многие игроки заблуждаются, полагая, что должны сильно вращать шар для того, чтобы получить нужное количество оборотов. Дело не в этом. Постараюсь иначе описать это движение: положите на ладонь футбольный мяч. Сложите запястье в виде чашки и расположите пальцы под швами шара. Сделайте бросок мяча, применяя описанное выше движение, так, чтобы мяч вращался на пути следования к принимающему. Единственный минус использования футбольного мяча в том, что релиз происходит после пересечения рукой большого пальца ноги, но такое упражнение может помочь Вам натренировать руку.
Рисунок 5, 6 и 7. Здесь боулер начинает скольжение. Его запястье до сих пор находится в согнутом положении, указательный палец отведен. Шар находится рядом с бедром, и боулер пока не начинает подкручивать шар. Многие игроки начинают вращать шар из этого положения, вследствие чего лишают свой шар оборотов.
Рисунок 8. Когда шар приближается к пятке скользящей ноги, игрок начинает движение, схожее с ‘поворотом дверной ручки’. Боулеру с более слабым запястьем, возможно, лучше начать подкручивание шара из позиции, обозначенной на рис. 7.
Рисунок 9. Когда Вы начинаете поворачивать шар, запястье выпрямляется, что позволяет большому пальцу быстро выйти из отверстия шара.
Красная линия обозначает ось шара. Если боулер сохраняет такое положение запястья (когда оно слегка развёрнуто), результатом станет большой наклон по оси (Axis Tilt).
Рисунок 10. Шар достигает большого пальца скользящей ноги. Запястье полностью прямое, пальцы направлены абсолютно прямо по отношению к шару. Никаких лишних толчков для того, чтобы сократить или увеличить реакцию шара. Красная линия, обозначающая ось шара, сместилась в положение, при котором наклон по оси гораздо меньше, чем на рис. 9.
Заметьте, что в промежутке от рис. 7 до 10 пальцы игрока повернулись вокруг боковой части шара менее, чем на 4 дюйма. Если Вам требуется большее осевое вращение, необходимо сместить пальцы немного больше.
Следующий шаг – убедиться в том, что вы готовы выпустить шар в нужное время. Это принято называть ‘тайминг релиза’ (release timing). Вам необходимо скоординировать замах и работу ног так, чтобы выпустить шар тогда, когда он окажется у большого пальца скользящей ноги. Часто это означает то, что Вам придётся быть готовым сделать релиз шара гораздо раньше, чем вы предполагаете. Некоторые игроки, релиз которых нельзя назвать идеальным, слишком долго удерживают шар. Если Вы не сжимаете шар, Вам будет легче освоить ранний релиз. Поначалу нам кажется совершенно неестественным выпускать шар у щиколотки, т.к. мы предпочитаем ‘бросать’ шар в поле нашего зрения. Во всех видах спорта (кроме боулинга), где задействован бросок шара, игрок может наблюдать за релизом. В боулинге, лучший релиз завершается к моменту, когда шар попадает в поле Вашего зрения. К раннему релизу нужно несколько привыкнуть и немного больше доверять себе. Если вы удерживаете шар после того, как он ушёл дальше большого пальца Вашей ноги, Вы рискуете изменить путь шара. Шар, выпущенный от щиколотки, идёт ровнее и придерживается заданного боулером курса.
Прикладывать силу при подобном релизе нужно только тогда, когда Вы удерживаете запястье изогнутым, в виде чашки. Прелесть такого релиза заключается в том, что Вы можете задать хорошее число оборотов шара, не прикладывая особых усилий. Вращение происходит за счёт правильного положения Вашей руки в определённый момент времени и умения понять, когда выпрямить запястье и слега подкрутить шар. Нет никакой необходимости прикладывать супер-силу, поскольку мы используем кинетическую энергию, заложенную в нашем замахе.
Положения туловища по отношению к кегельной батарее при броске с различных позиций
Методики прицеливания
Страйки и Спэа: система подсчета результата дает Вам за них дополнительные очки, поэтому Вы всегда стремитесь найти страйковую линию и добить все спэа, какие только остаются. Вы можете это делать основываясь на собственных ощущениях и опыте, но есть более хорошие способы, которые выполняют эту задачу.
Неважно, если Ваш средний результат сегодня 150 очков, и Вы только стремитесь к 180 или Вы имеете 190 и уже замахиваетесь на 200, знание некоторых из имеющихся методик прицеливания может помочь получить больше очков, чем Ваш соперник.
Методики
В таблице ниже сведены вместе популярные сегодня методики добивки: больше информации по ним, включая диаграммы доступны по ссылке по названию методики.
Методика | Определение |
---|---|
3-6-9 | Эта методика добивки спэа использует простые смещения влево-вправо от Вашей стартовой позиции |
2-4-6 | Эта методика добивки изменяет точку прицеливания и работает ничуть не хуже (если не лучше) |
5-4-3 | Эта методика позволяет изменять угол захода шара в «карман» |
Сравнение | Сравнение методик 3-6-9 и 2-4-6 |
KISS | Чем проще, тем лучше! (Keep it Simple Stupid!) Посильнее и побыстрее дешевым пластиковым шаром тоже может помочь |
Если у Вас нет никого, кто может дать Вам эти методики, то, возможно, Вы уже сами освоили самый простой способ добивания кегель – но есть более хорошие способы. На дорожках есть специальным образом расположенные стрелки, которые и используются указанными выше методиками. Вы должны думать о спэа, как о своих дополнительных возможностях – это способ улучшить Ваш результат за счет бонусных очков, которые Вы получите после следующего после спэа броска. С другой стороны, недобитый спэа снижает Ваш результат. Методика KISS может работать для добивки простых (одиночных) кегель, но, для более сложных комбинаций, эти методики могут помочь увеличить точность, помогут Вам сделать больше спэа и, как следствие, добавят дополнительные очки к Вашему результату.
Прочная 8 кегля
Мы все не раз видели, как это происходит и, в итоге, всегда чувствуем себя обманутыми. Вы делаете классное, плотное попадание в карман, которое ничем, кроме как страйком закончится не может. Все было действительно отлично, но осталась 8-ая кегля. Было ли все сделано настолько правильно?
Итак, как мы объясняем это событие? Мы все видели, как это происходит и нам кажется, что шар отсекает 5-ю кеглю, не задевая 8-ю. Мы долго принимали на веру это объяснение и порой пользуемся им и сейчас. Очень часто, даже на ТВ трансляциях РВА можно слышать такое же объяснение от экспертов комментаторов. «Шар сбивает 5-ю кеглю, не задевая 8-ю…», или что-то типа этого. На самом деле нам только кажется, что все так происходит.
Что же все-таки происходит на самом деле? Все, что вы прочитаете ниже (и увидите сами при замедленном просмотре видео) есть реальное объяснение тому, что происходит, когда вы оставляете 8-ю кеглю. Это не то, что нам обычно кажется. НЕТ, 5-ю кегля не сбивается шаром. Ни каким образом. Факт заключается в том, что невозможно, чтобы шар сбил 5-ю кеглю, не сбив 8-ю, вопреки тому, что нам так кажется. Сейчас мы узнаем настоящую правду.
Сначала будет короткое объяснение происходящего, а потом мы посмотрим в деталях, что же на самом деле происходит. Здесь же Вы узнаете, почему шар не может сбить пятую кеглю, не задев восьмую.
Короткое объяснение
Факт №1. Первая кегля сбивает пятую, не шар.
Факт №2. Когда шар доходит до пятой кегли, той уже нет на месте.
Факт №3. Пятая кегля не улетает в сторону восьмой кегли.
Поэтому шар не сбивает 5-ю кеглю, так как той уже нет на месте в том момент, когда шар до нее доходит. Возможно, Вы захотите прочитать вышесказанное еще раз.
На самом деле нижняя часть сбитой первой кегли ударяется с правой стороны о нижнюю часть второй кегли и сносит пятую кеглю до того, как до той доходит шар. Шар не вступает в контакт с 5-ю кеглей. Другими словами, 5-ю кегля уже сбита и у шара уже нет никакого шанса даже задеть ее. То есть, пятой кегли уже нет на месте, и она даже не собирается сбивать 8-ю кеглю.
Теперь, если Вы готовы, можете посмотреть видеозапись происходящего…
Лучше один раз увидеть
Все, что сказано выше, в принципе, объясняет, что Вы увидите на записи, но… лучше один раз увидеть…
На что надо обратить внимание при просмотре:
- Смотрите за полетом первой кегли;
- Смотрите, что сбивается чем;
- Смотрите за нижней частью первой кегли;
- Смотрите за движением шара и обратите внимание, по какой доске он идет;
- Смотрите за разлетом кеглей и, особенно, за первой и пятой;
Задайтесь следующими вопросами:
- Почему кегли разлетелись именно таким образом?;
- Как пятая кегля может отлететь в 9-ю кеглю, когда, казалось бы, шар находится с правой стороны от 5-й кегли и не может этого позволить?
Детальное обсуждение происходящего
Одно из самых больших заблуждений в нашем спорте, это объяснение, что 8-я кегля остается при, казалось бы, идеальном, плотном попадании. Вы сделали классный бросок, а у Вас «украли» страйк. Для начала давайте разберем, что на самом деле произошло с Вами.
1. Шар идеально попадает в первую кеглю.
На самом деле, при идеальном броске, шар попадает в первую кеглю, когда он находится на 17,5 – 18 доске. В данном случае, шар хоть и совсем чуть-чуть, но все-таки немного «высоковат» и попадает в карман слишком плотно с 18-ой доски. В принципе, когда шар попадает по кегле, то она летит вперед своей нижней частью, так как удар шара приходится в точку ниже центра тяжести кегли. Когда шар попадает в карман 1-3, головная кегля своей нижней частью вперед летит во вторую кеглю. Шар сначала ударяет 1-ю кеглю, а потом 3-ю. В описываемом же нами случае, шар попадает одновременно и в 1-ю и в 3-ю кегли и, отражаясь от них одновременно, продолжает свое движение без отклонения по 18-ой доске.
2. Контакт головной и 2-ой кегли.
Нижняя часть головной кегли первой входит в контакт с нижней частью 2-ой кегли с ее правой стороны. В результате нижняя часть головной кегли отражается от 2-ой кегли и в сторону 5-ой кегли. Кегля продолжает лететь нижней частью вперед и оказывается ближе к самой задней части дорожки раньше, чем туда доходит шар.
3. Головная кегля сбивает 5-ю.
Нижняя часть головной кегли касается 5-й кегли раньше шара. 5-я кегля, сбитая нижней частью головной кегли, улетает своей нижней частью в сторону 9-й кегли. Вот-вот, именно 9-й кегли!!! Посмотрите, в какую сторону наклонилась 5-я кегля. Головная же кегля, отразившись влево от 5-й, пролетает перед 8-й кеглей, даже не задевая ее. Шар, при этом, остается на 18-ой доске и, так и не входит в контакт с 5-й кеглей.
4. Шар приближается к месту 5-й кегли.
Шар все продолжает свое движение по 18-ой доске к правой стороне места, где должна стоять 5-я кегля. Он вот-вот должен ее ударить, и продолжает движение по той же 18-ой доске.
5. Шар достигает места, где он должен войти в контакт с 5-й кеглей.
Шар продолжает движение по той же 18-ой доске. В этот момент он уже должен войти в контакт с 5-й кеглей, но ее уже нет на месте. Головная кегля уже сбила ее. Шар не меняет направление и продолжает движение по той же 18-ой доске.
6. 5-ая кегля оказывается прямо перед шаром.
5-ая кегля движется теперь по направлению к 9-й. Она находится непосредственно перед шаром, который все еще не касается ее и, в данный момент, проходит точку установки 5-ой кегли все по той же 18-ой доске.
7. 5-ая кегля сбивает 9-ю.
5-я кегля долетает до 9-й и, при ударе об нее, замедляет свое движение. В этот момент шар в первый раз касается 5-й кегли и продолжает движение по 18-ой доске.
8. 8-ая кегля продолжает стоять.
5-ая кегля и шар расчищают все справа от 8-ой кегли и уходят с дорожки. А 8-ая кегля так и стоит. Вас обокрали!!!
5-ая кегля сбивает 8-ю! Это невозможно при идеальном попадании!
Факт заключается в том, что шар не может сбить 5-ю, а через нее 8-ю кеглю при идеальном, плотном попадании в карман.
И вот почему:
Факт 1. Для того чтобы шар попал в 5-ю кеглю, но не сбил при этом 8-ю, он должен попасть в пятую кеглю абсолютно по центру (в лоб), а также он должен быть все время на 20-ой доске и пройти мимо 8-ой кегли, также по 20-ой доске, не задевая кеглю.
Факт 2. При оставленной 8-ой кегле и плотном попадании (по 18-ой доске) мы видим, что шар проходит мимо 8-ой кегли справа.
Факт 3. После попадания в карман по 18-ой доске, шар не может повернуть налево и попасть на 20-ую доску прямо перед 5-ой кеглей, а затем по волшебству выровнять движение и пойти по 20-ой доске прямо в лоб 5-ой кегле. Этот магический маневр шара просто невозможен. Просмотрите еще раз видео и комментарии выше.
Факт 4. Если предположить, что шар из кармана по 18-ой доске переходит на 20-ую доску и сбивает в лоб 5-ую кеглю, то он должен продолжить свое движение влево по направлению и под углом, при котором он проедет мимо 8--ой кегли слева. Еще раз – это просто невозможно даже несмотря на то, что кажется, что именно так и происходит.
Бросок с 4-ёх шагов
Бросок, который выполняется с четырех шагов, самый простой из всех. Если в таком броске появляются недостатки, их проще всего устранить. Все потому, что выталкивание шара вперед происходит одновременно с первым шагом. Не нужно нести шар при первом шаге, как при подходе, выполняемом в пять шагов, не нужно толкать его перед первым шагом, как при подходе в три шага. Суть такого броска в согласованной работе верхней части корпуса и ног.
ПОДГОТОВКА – Займите исходное положение. Для этого поставьте ступни на расстоянии 7-10 см одна от другой. Ни одна ступня не выступает вперед. Ноги направлены на цель. Не нагибайтесь вперед, стойте прямо, выпрямите ноги. Колени не сгибайте, но и не напрягайте. Чтобы как следует расслабить бросковую руку, удерживайте большую часть веса шара второй, «балансировочной», рукой.
ПЕРВЫЙ ШАГ – Движение шара происходит одновременно с поднятием ноги (если вы правша, то первый шаг делайте правой ногой). Шар выталкивайте только вперед и ни в коем случае не вниз. Представьте, будто кладете шар на воображаемый стол такой же высоты, как и уровень шара в исходном положении. В тот момент, когда шар достигает предела толчка, пятка правой ноги только начинает касаться дорожки разбега.
ВТОРОЙ ШАГ – Шар свободно входит в «маятник». Держитесь по-прежнему прямо, не роняйте голову вместе с шаром. Чтобы правильно держать плечи во время замаха, выполняйте следующее движение балансировочной рукой: сначала в сторону, потом вниз и назад примерно на 90 градусов – с той же скоростью, что и движение шара вниз. Пятка левой ноги касается дорожки в тот момент, когда шар находится в нижней точке маятника.
ТРЕТИЙ ШАГ – Шар сам, по инерции, движется к верхней точке бэксвинга. Пусть сила тяжести работает за вас. Не стоит напрягать мышцы плеча и спины, чтобы поднять шар еще выше. В противном случае спина искривится, плечо бросковой руки уйдет назад – и нарушится синхронность работы рук и ног. Пятка правой ноги (если вы правша) должна коснуться дорожки тогда, когда шар достигнет верхней точки бэксвинга.
ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ – Последний шаг выполняйте очень медленно, при этом ступня левой ноги делает скольжение, а правая нога сильно сгибается в колене. Это позволит сделать долгое скольжение, и у вас будет предостаточно времени, чтобы принять удобное для релиза положение. Верхнюю часть корпуса держите вертикально, а балансировочную руку – в том же положении, которое она приняла во время второго шага. Вам понравится результат – больше энергии, меньше усталости и неизменно правильные броски.
Запомнить все эти правила вам поможет небольшой стишок знатока боулинга Билла Тэйлора с моими пояснениями в скобках:
Толчок вперед (кладем шар на воображаемый стол)
Шар вниз идет (шар по инерции падает вниз)
Руку отвел (отводим балансировочную руку в сторону, вниз и назад)
И прямо пошел (прямо держим спину)
Как правильно держать шар, чтобы хорошо играть и избежать тендинита
Не существует одного правильного способа игры. Уже немало книг написано о том, как играть в боулинг, но достаточно один раз увидеть турнир Ассоциации профессиональных игроков в боулинг, чтобы убедиться, что очень многие игроки этих книг не читают. Многие достигают успеха, несмотря на то, что используют силу при замахе или не соблюдают синхронность движений. Они не делают скольжения, а просто подходят к фол-линии. Список таких «ошибок» можно продолжать бесконечно. Когда ко мне за помощью обращается уже профессиональный игрок, который допускает в игре все эти ошибки, я стараюсь не критиковать его игру, а научить тому, чего он не умеет. Сначала я прошу его пройти небольшое испытание, чтобы понять, в чем он хорош и в чем его слабые стороны. Затем мы беремся за его слабые стороны. Совет о том, как правильно держать шар, будет полезен, в основном, тем боулерам, которые пытаются играть, используя свободный замах. Но и другим игрокам, которые при броске держат шар выше уровня талии, этот совет пригодится для того, чтобы избежать тендинита. Я считаю, что тендинит в районе предплечья и локтя, как правило, связан с тем, как игрок держит шар. Если весь вес шара приходится на бросковую руку, то тендинит практически обеспечен. Советую удерживать максимальный вес шара второй, неигровой, рукой. А лучше всего, если хватит сил, перенести весь вес шара на эту руку. Это позволит полностью расслабить бросковую руку, предплечье и бицепс. Если вы пытаетесь делать свободный замах, то этот совет вам очень пригодится. Бросковая рука вообще не должна чувствовать шара до тех пор, пока шар не достигнет нижней точки «маятника» (замаха). Попробую продемонстрировать на картинках, как удерживать вес шара неигровой рукой, но допускаю, что вы сможете найти и более удобный для себя способ.
Попробуйте так. Возьмите шар в игровую руку и найдите устойчивое положение. Вторую руку сложите буквой «V» так, как показано на рис. 1. В таком положении подложите руку под шар. Теперь шар должен перекатиться и оказаться в расставленных буквой «V» пальцах так, как показано на рис. 2. Если у вас достаточно сил, удерживайте весь вес шара в таком положении. Но даже если поначалу вам не будет хватать сил, продолжайте тренироваться, и со временем вы сможете переносить вес полностью на вторую руку.
Теперь, когда вы полностью перенесли шар в неигровую руку, выполните еще несколько действий. Расслабьте хват. Держите шар аккуратно, будто держите птенца. Полностью расслабьте большой палец. Чтобы задать дополнительное вращение, попробуйте чуть сдавить шар, не используя большой палец. Если в таком положении замах не получается, возможно, вам следует поработать над тамбом (отверстием под большой палец). Для этого можно использовать специальные аксессуары, например, ленту или мягкую вставку Ron C"s Magic Carpet. Теперь расслабьте мышцы предплечья и бицепс. Полностью расслабьте бросковую руку. Если у вас получится удерживать весь вес шара неигровой рукой, полностью расслабив бросковую руку, то эта рука даже не будет чувствовать шара. Теперь, когда все вышеперечисленные действия выполнены, можно начинать бросок. Выталкивание шара вперед выполняйте большим пальцем неигровой руки (рис. 3 и 4). Бросковая рука только задает нужное направление. Вытолкнув шар в нужном направлении и на нужное расстояние, полностью перенесите вес шара на бросковую руку – и рука должна принять этот вес без малейшего сопротивления. Шар падает на руку абсолютно свободно. При этом бросковая рука практически не чувствует вес шара, пока тот не достигнет нижней точки маятника.
Если вы хотите сильнее подвести бросковую руку под шар, можете сделать так, как показано на рисунке. Эти советы не единственный способ снять нагрузку с бросковой руки, но я знаю, что они действуют. Допускаю, что поначалу все это покажется странным. Но разницу можно почувствовать уже в начале. Я вижу, насколько серьезно изменяется замах у игрока, который делает это в первый раз. Даже на профессиональном уровне.
Рука подведена под шар
Ловкость пальцев
Сегодня, когда даже средний игрок привозит на рядовой турнир 8 шаров, важная составляющая игры, на мой взгляд, еще не изучена и на отработана. Эта часть игры касается высокого искусства релиза и работы кисти. Релиз можно выполнить так, что сильнейший шар пойдет по прямой, а самый «слабый» шар сделает большой хук. Но это уже вершина мастерства. В этой статье мы подробнее поговорим о том, как можно корректировать реакцию шара и увеличивать контроль, просто изменяя положение пальцев. Вы сможете значительно улучшить разлет кегель, чтобы, в крайнем случае, получить простой спэа. Обязательно попробуйте все положения пальцев, обращая особое внимание на реакцию шара.
Сначала рассмотрим положение указательного пальца. Его роль может показаться неважной, но, тем не менее, реакция шара во многом зависит именно от него. Советую начать с того, чтобы свободно расположить палец на расстоянии примерно на половину максимально возможного расстояния от среднего пальца. Плотно прижмите указательный палец к шару. Мизинец должен быть разогнутым и плотно прижатым к безымянному пальцу. Я назвал бы такое положение «базовым». С него всегда и стоит начинать. Сделав несколько бросков, вы сможете понять реакцию шара. При этом важно отметить для себя не только величину, но и форму хука.
Так выглядит «базовое» положение пальцев.
Теперь отставьте указательный палец еще дальше и сделайте еще один бросок. Результатом такого броска, как правило, будет более сильная реакция шара на бэкенде. Иногда одного этого маневра может оказаться достаточно, чтобы не оставалась10 кегля после первого броска. Таким образом, придвигая и отодвигая указательный палец всего на сантиметр, вы можете значительно изменить реакцию шара. Указательный палец далеко отставлен. На данной фотогорафии мизинец согнут.
А теперь попробуйте придвинуть указательный палец к среднему, оставив между ними лишь небольшое расстояние. Оно должно быть меньше, чем в «базовом» положении. Поскольку большинство игроков, прижимая указательный палец к среднему, теряют устойчивое положение шара в руке, лучше оставлять между этими пальцами небольшое расстояние. Теперь, когда вы бросите шар, он пройдет больший путь по дорожке, не задерживаясь на бэкенде. Такое положение пальцев может пригодиться тогда, когда дорожка начнет высыхать и просто когда вам понадобится, чтобы шар прошел больше пути, прежде чем начнет делать хук.
Пальцы находятся в отверстиях. Можете оставить расстояние между указательным и средним пальцами чуть больше, чем показано на картинке. Но если у вас получится прижать их друг к другу, сохранив при этом устойчивость шара, то это будет отлично.
Теперь обратимся к положению мизинца. Его перемещение вместе с указательным пальцем также может влиять на реакцию шара. Если оставить указательный палец в «базовом» положении или немного дальше и далеко отодвинуть мизинец, то на бэкенде шар будет идти намного слабее. Посмотрите на игру проффесионалов по телевизору, и вы увидете, что они часто, если не постоянно, используют именно это положение. В результате реакция шара на бэкенде ослабевает по мере приближения к головной кегле. И это важно, поскольку, если шар постоянно меняет траекторию, в этом нет ничего хорошего. Реакцию шара при таком броске очень сложно контролировать.
Оба пальца широко расставлены. Это самое распространенное положение у профессиональных боулеров. Но не забывайте, что у них очень сильное вращение.
Теперь прижмите указательный палец и далеко отставьте мизинец. В результате такого броска шар сделает меньший хук. Это может пригодиться тогда, когда сами дорожки задают слишком большой хук, или когда вам нужно, чтобы шар пошел точно по прямой. Кроме того, мизинцем можно делать подкрутку. Вы спросите, как можно подкрутить шар мизинцем – мы же не вставляем его в отверстие? Речь идет о том, чтобы задавать шару направление. Направляйте мизинец в сторону цели, подводя его к шару сзади. Если вы никогда раньше этого не делали, то вы удивитесь тому, насколько серьезно можно изменить вращение шара, дополнительно подкрутив его мизинцем или указательным пальцем. Еще можно слегка надавить безымянным пальцем и задать направление и подкрутку этим пальцем чуть больше, чем средним, чтобы еще изменить вращение и реакцию шара. То же относится и к среднему пальцу.
Мизинец отставлен в сторону, указательный палец прижат к среднему. Это положение пригодится, если вам нужно, чтобы шар катился прямо. Я, к примеру, таким способом добиваю спэа. Просто держу руку точно сзади шара (ощущение, будто бросаю шар с обратной подкруткой (back up ball), но это не так), задавая направление шару мизинцем – в итоге шар идет почти точно по прямой линии.
Чтобы научиться еще одной хитрости, придется согнуть мизинец и отставить в сторону указательный палец. Сгибать мизинец следует в первом суставе так, чтобы он упирался в шар ногтем. Поначалу вам может быть больно. Но через некоторое время болезненные ощущения, как правило, исчезают. После подкрутки из такого положения шар должен пройти больше пути, но в конце, на бэкенде, возникнет сильная реакция. У некоторых людей возникают проблемы с этим трюком из-за боли в руке или пальцах. Если это случится и с вами, то лучше его просто не делать.
Мизинец согнут, а указательный палец отставлен в сторону.
Обратите внимание на то, что я ничего не сказал о вращении шара или релизе. Речь идет только об изменении положения пальцев. Знание этих положений необходимо для корректировки реакции шара под состояние дорожки. Чтобы уметь эффективно их использовать, необходимо тренироваться и понимать, чего именно вы добиваетесь с помощью этих положений.